Как противостоять коллекторам

Пошаговая инструкция: как противостоять атакам коллекторов?

Как противостоять коллекторам если они звонят и требуют с Вас выплату долга?

Это статья поможет вам найти ответы на эти вопросы.  Инструкция применима также если Вы не брали кредиты и займы, или какой-то ваш знакомый без вашего согласия оставил ваш номер телефона как контактный, Вы находитесь в процедуре банкротства.

Как противостоять коллекторам. Пошаговая инструкция.

Шаг 1. Необходимо установить причину звонка и статус звонившего

Согласно ФЗ №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 года (Далее ФЗ № 230) звонивший обязан представиться, назвать свою должность и наименование работодателя.

Если этого не произошло, то до ответов на вопросы звонившего нужно выяснить его ФИО, должность, наименование коллекторской организации, по возможности ФИО должника.

Примечание: Желательно записать разговор, чтобы затем можно было направить жалобу на коллекторов, а также отказ от взаимодействия, в случае если кредит или заем брали не Вы, а некий ваш знакомый.

Далее если заемщик Вы, а не третье лицо, шаг 2.

Шаг 2. Необходимо установить факт наличия и действительности долга

Верить коллекторам не стоит. Поэтому нужно попросить его перезвонить, а после получить выписку из Бюро кредитных историй для установления факта наличия задолженности. Кредитную историю можно получить следующим образом:

  • через портал Госуслуги получить список кредитных бюро, в которых обрабатывается кредитная история.
  • через сайт кредитных бюро получить кредитную историю. Войти на сайт и зарегистрироваться можно через пароль и логин от Госуслуг.

Также можно обратиться по телефону или очно к кредитору и выяснить передавали ли он долг в работу агентам по сбору долгов.

Шаг 3.  Необходимо установить факт уведомления кредитором о привлечении третьих лиц для работы с долгом

Данный шаг вытекает из шага №2. Нужно обратиться к кредитору, который передал ваши контакты коллектору. Согласно ст. 9 ФЗ №230 от 03.07.2016 года кредитор обязан уведомить своего должника за 30 дней о намерении привлечь иных лиц для работы с просроченной задолженностью.

Примечание. Если такого уведомления не было, можно смело направлять жалобу на кредитора (банк, МФО) в ЦБ РФ или в прокуратуру. При наличии нарушений законодательства кредитора могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.

Кредитор может привлечь третьих лиц по двум основаниям — агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) или продать долг (ст. 382-388 ГК РФ).

В любом из случаев требуйте у коллектора подтвердить полномочия с вами взаимодействовать. В первом случае это агентский договор, выписка из него по реестру и приказ о приеме на работу лица, который Вам звонит или к Вам явился (если будет выезд) и доверенность. Во втором случае — копия договора цессии, выписка из реестра, приказ о приеме на работу лица, который Вам звонит или к Вам явился (если будет выезд) и доверенность.

Без этих документов, Вы можете только выслушать коллектора. Каких-либо пояснений Вы можете не давать.

Шаг 4. Необходимо установить статус коллекторского агентства на право его работать по взысканию долгов

Коллекторы обязаны состоять в реестре, который ведет управление ФССП по России. Нахождение в данном реестре можно проверить на сайте ФССП по следующей ссылке. Отсутствие коллекторов в данном списке говорит о том, что коллекторы действуют незаконно и можно смело обращаться в правоохранительные органы.

Шаг 5. Необходимо ознакомиться с ФЗ №230 и запомнить свои права

Согласно ст. 7 ФЗ №230 от 03.07.2016 года коллекторы могут:

3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

5. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

Рекомендую прочитать всю статью 7 данного закона, она очень полезна.

Примечание: Если вы не должник, а третье лицо, то пишите отказ от взаимодействия. Если звонки продолжаются, то смело жалуйтесь в Управление ФССП для привлечение коллекторов по ст. 14.57 КоАП РФ.

Шаг 6. Необходимо изучить запреты для коллекторов, установленные в ФЗ №230

В соответствии со ст. 6 ФЗ №230 от 03.07.2016 года:

2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Шаг 7. Необходимо изучить порядок направления жалоб на коллекторов

а) прежде всего жаловаться можно в ФССП России;
Если будет выявлено нарушение, то приставы привлекают коллекторов по ст. 14.57 КоАП РФ. Также они могут их исключить из своего реестра, что фактически запретит им деятельность.

б) также в Генпрокуратуру России, если имеют место реальные угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, что влечет за собой уголовную ответственность.
В остальные органы пожаловаться можно, но эффект будет минимальный, например пожаловаться можно в:

— в НАПКА – ассоциация коллекторских агенств. Нахождение в этой ассоциации необязательно, многие агентства в ней не состоят. По большей части, требования нахождения в данной ассоциации требуют Топ-10 банков. МФО же вообще на этот статус не смотрят. Все что может НАПКА сделать это взыскать штраф и исключить из ассоциации.

в полицию, если есть угроза жизни. Скорее всего будет отписка по принципу «когда убьют — приходите». Лучше сразу в прокуратуру, чтобы они передали дело на рассмотрение полиции. Готовьтесь обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела.

— в Центральный банк РФ. Однако, почти всегда будет отписка, что ЦБ РФ в деятельность банков не вмешивается. Лицензию у банка не отзовут, МФО не ликвидируют из-за вашей жалобы. Сейчас идет обсуждение, что ЦБ РФ будет пересылать жалобы в сами банки, и они будут на них отвечать сами. Т.е. смысла не так много.
Доказательствами нарушения ваших прав будет фиксация и запись звонков, видеозапись общения с выездным специалистом и т.д.

Шаг 8. Необходимо изучить случаи, когда коллекторы не имеют права звонить

Согласно ст. 7 ФЗ №230 от 03.07.2016 года, коллекторы не могут звонить в следующих случаях:

1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

Как видно, для среднестатистического россиянина действенный способ прекращения звонков — признание его банкротом. Есть еще способы — сменить адрес проживания, сменить номер телефона, заблокировать все номера коллекторов, но от взыскания долга это не спасет. Долги списать может только суд или МФЦ (в случае внесудебного ) через банкротство.

Поделится статьей
Предыдущая запись
Список документов для банкротства физического лица
Следующая запись
Порядок действий при несписании долгов через банкротство
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Возникли проблемы с долгами? Свяжитесь с нами, мы выработаем схему защиты вас и вашего имущества.
Олег
Есть вопросы?
Напишите нам, мы обязательно ответим.
Напишите нам