Как противостоять коллекторам если они звонят и требуют с Вас выплату долга?
Это статья поможет вам найти ответы на эти вопросы. Инструкция применима также если Вы не брали кредиты и займы, или какой-то ваш знакомый без вашего согласия оставил ваш номер телефона как контактный, Вы находитесь в процедуре банкротства.
Как противостоять коллекторам. Пошаговая инструкция.
- Шаг 1. Необходимо установить причину звонка и статус звонившего
- Шаг 2. Необходимо установить факт наличия и действительности долга
- Шаг 3. Необходимо установить факт уведомления кредитором о привлечении третьих лиц для работы с долгом
- Шаг 4. Необходимо установить статус коллекторского агентства на право его работать по взысканию долгов
- Шаг 5. Необходимо ознакомиться с ФЗ №230 и запомнить свои права
- Шаг 6. Необходимо изучить запреты для коллекторов, установленные в ФЗ №230
- Шаг 7. Необходимо изучить порядок направления жалоб на коллекторов
- Шаг 8. Необходимо изучить случаи, когда коллекторы не имеют права звонить
Шаг 1. Необходимо установить причину звонка и статус звонившего
Согласно ФЗ №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 года (Далее ФЗ № 230) звонивший обязан представиться, назвать свою должность и наименование работодателя.
Если этого не произошло, то до ответов на вопросы звонившего нужно выяснить его ФИО, должность, наименование коллекторской организации, по возможности ФИО должника.
Примечание: Желательно записать разговор, чтобы затем можно было направить жалобу на коллекторов, а также отказ от взаимодействия, в случае если кредит или заем брали не Вы, а некий ваш знакомый.
Далее если заемщик Вы, а не третье лицо, шаг 2.
Шаг 2. Необходимо установить факт наличия и действительности долга
Верить коллекторам не стоит. Поэтому нужно попросить его перезвонить, а после получить выписку из Бюро кредитных историй для установления факта наличия задолженности. Кредитную историю можно получить следующим образом:
- через портал Госуслуги получить список кредитных бюро, в которых обрабатывается кредитная история.
- через сайт кредитных бюро получить кредитную историю. Войти на сайт и зарегистрироваться можно через пароль и логин от Госуслуг.
Также можно обратиться по телефону или очно к кредитору и выяснить передавали ли он долг в работу агентам по сбору долгов.
Шаг 3. Необходимо установить факт уведомления кредитором о привлечении третьих лиц для работы с долгом
Данный шаг вытекает из шага №2. Нужно обратиться к кредитору, который передал ваши контакты коллектору. Согласно ст. 9 ФЗ №230 от 03.07.2016 года кредитор обязан уведомить своего должника за 30 дней о намерении привлечь иных лиц для работы с просроченной задолженностью.
Примечание. Если такого уведомления не было, можно смело направлять жалобу на кредитора (банк, МФО) в ЦБ РФ или в прокуратуру. При наличии нарушений законодательства кредитора могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.
Кредитор может привлечь третьих лиц по двум основаниям — агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) или продать долг (ст. 382-388 ГК РФ).
В любом из случаев требуйте у коллектора подтвердить полномочия с вами взаимодействовать. В первом случае это агентский договор, выписка из него по реестру и приказ о приеме на работу лица, который Вам звонит или к Вам явился (если будет выезд) и доверенность. Во втором случае — копия договора цессии, выписка из реестра, приказ о приеме на работу лица, который Вам звонит или к Вам явился (если будет выезд) и доверенность.
Без этих документов, Вы можете только выслушать коллектора. Каких-либо пояснений Вы можете не давать.
Шаг 4. Необходимо установить статус коллекторского агентства на право его работать по взысканию долгов
Коллекторы обязаны состоять в реестре, который ведет управление ФССП по России. Нахождение в данном реестре можно проверить на сайте ФССП по следующей ссылке. Отсутствие коллекторов в данном списке говорит о том, что коллекторы действуют незаконно и можно смело обращаться в правоохранительные органы.
Шаг 5. Необходимо ознакомиться с ФЗ №230 и запомнить свои права
Согласно ст. 7 ФЗ №230 от 03.07.2016 года коллекторы могут:
3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
5. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
Рекомендую прочитать всю статью 7 данного закона, она очень полезна.
Примечание: Если вы не должник, а третье лицо, то пишите отказ от взаимодействия. Если звонки продолжаются, то смело жалуйтесь в Управление ФССП для привлечение коллекторов по ст. 14.57 КоАП РФ.
Шаг 6. Необходимо изучить запреты для коллекторов, установленные в ФЗ №230
В соответствии со ст. 6 ФЗ №230 от 03.07.2016 года:
2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:
1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;
3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:
а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;
б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;
6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.
Шаг 7. Необходимо изучить порядок направления жалоб на коллекторов
а) прежде всего жаловаться можно в ФССП России;
Если будет выявлено нарушение, то приставы привлекают коллекторов по ст. 14.57 КоАП РФ. Также они могут их исключить из своего реестра, что фактически запретит им деятельность.
б) также в Генпрокуратуру России, если имеют место реальные угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, что влечет за собой уголовную ответственность.
В остальные органы пожаловаться можно, но эффект будет минимальный, например пожаловаться можно в:
— в НАПКА – ассоциация коллекторских агенств. Нахождение в этой ассоциации необязательно, многие агентства в ней не состоят. По большей части, требования нахождения в данной ассоциации требуют Топ-10 банков. МФО же вообще на этот статус не смотрят. Все что может НАПКА сделать это взыскать штраф и исключить из ассоциации.
— в полицию, если есть угроза жизни. Скорее всего будет отписка по принципу «когда убьют — приходите». Лучше сразу в прокуратуру, чтобы они передали дело на рассмотрение полиции. Готовьтесь обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела.
— в Центральный банк РФ. Однако, почти всегда будет отписка, что ЦБ РФ в деятельность банков не вмешивается. Лицензию у банка не отзовут, МФО не ликвидируют из-за вашей жалобы. Сейчас идет обсуждение, что ЦБ РФ будет пересылать жалобы в сами банки, и они будут на них отвечать сами. Т.е. смысла не так много.
Доказательствами нарушения ваших прав будет фиксация и запись звонков, видеозапись общения с выездным специалистом и т.д.
Шаг 8. Необходимо изучить случаи, когда коллекторы не имеют права звонить
Согласно ст. 7 ФЗ №230 от 03.07.2016 года, коллекторы не могут звонить в следующих случаях:
1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):
1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;
2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:
а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;
в) является инвалидом первой группы;
г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).
Как видно, для среднестатистического россиянина действенный способ прекращения звонков — признание его банкротом. Есть еще способы — сменить адрес проживания, сменить номер телефона, заблокировать все номера коллекторов, но от взыскания долга это не спасет. Долги списать может только суд или МФЦ (в случае внесудебного ) через банкротство.