Анализ финансового состояния должника физического лица составляется финансовым управляющим по итогам изучения всех поступившим ему документов на направленные запросы. После утверждения финансового управляющего в должности он направляет запросы в государственные регистрирующие органы, банки и организации, должнику и иным лицам. После получения запросов управляющего все они обязаны в течение семи дней направить ему ответ.
Кроме анализа финансового состояния должника финансовый управляющий составляет заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, заключение о наличии сделок, которые подлежат оспариванию.
Все эти документы направляются финансовым управляющим в суд, при проведении собрания кредиторов представляются собранию кредиторов. Они могут повлиять на решение суда об освобождении от долгов гражданина.
Поговорим о данных документах.
1. Анализ финансового состояния должника
Главная задача финансового управляющего в этом документе – описать финансовое состояние должника на дату признания его банкротом, выявить причины возникновения банкротства, а также сделать выводы о возможности или невозможности восстановления финансового состояния должника.
Закон о банкротстве при составлении финансового анализа обязывает управляющего обращаться к Постановлениям Правительства РФ. К сожалению, с 2015 года (дата вступления положений о банкротстве физических лиц в силу) Правительство РФ не издало нормативной базы по составлению анализа финансового состояния должника – физического лица. Поэтому финансовые управляющие при составлении данного документа руководствуются Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа», которое рассчитано на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Проблема составления анализа финансового состояния в том, что в указанном Постановлении Правительства РФ делается упор на коэффициенты, которые считаются на основе бухгалтерской отчетности. У физических лиц финансовой отчетности нет и быть не может, если только физическое лицо не занималось предпринимательской деятельностью.
В связи с этим, данный документ составляется формально финансовыми управляющими на свой страх и риск. В итоге у каждого управляющего «своя форма» финансового анализа, но с учетом требований указанного Постановления Правительства РФ. Ряд СРО арбитражных управляющих попыталось разработать свою форму. Они были утверждены на собрания членов СРО. Но они не установлены и не утверждены Правительством РФ.
При составлении анализа финансового состояния должника управляющие руководствуются тем, что суду и кредиторам, прежде всего, интересны причины банкротства и текущее финансовое состояние должника. Поэтому в анализе финансовый управляющий отражает следующие моменты:
— наличие имущества и доходов, в том числе и дохода супруга, на дату получения каждого кредита.
— размер ежемесячного платежа после получения каждого кредита.
— наличие иждивенцев (детей или пожилых родителей).
— наличие имущества и доходов, в том числе и дохода супруга, на дату обращения в Арбитражный суд.
— наличие сделок, которые были совершены должником и его супругом, за период 3 года до даты принятия заявления о банкротстве в суд.
— причины, по которым должник стал несостоятельным.
— общая экономическая ситуация в регионе проживания должника (наличие работы, стоимость продуктов питания, проезда, перспективы инвестиций и т.д.).
Анализируются также расходы должника в добанкротный период. Особенно при получении целевых кредитов. При получении обычного потребительского кредита направление денег от кредитов будет мало интересовать суд, кредиторов и управляющего. Для изучения расходов финансовый управляющий выявляет счета банкрота и запрашивает по ним расширенные выписки.
Однако, у каждого суда тоже может быть «свой» взгляд на содержание финансового анализа. Так, в деле №А33-5457/2021 Арбитражный суд Красноярского края указал, что на дату составления анализа. финансовым управляющим должны быть проведены мероприятия:
- по установлению принадлежащего должнику имущества, которое может быть зарегистрировано за супругой должника;
- по установлению имеющегося у должника движимого имущества, не подлежащего регистрации, но возможного к реализации, в том числе, приобретенного за счет кредитных денежных средств, наиболее вероятным местом нахождения которого является жилое помещение должника.
- по установлению целей расходования кредитных средств;
- по осмотру жилого помещения — поскольку имущество обычно находится по месту жительства должника.
После изучения всех этих фактов финансовый управляющий делает выводы:
- возможно восстановить платежеспособность должника. Денег на расходы по делу о банкротстве достаточно.
- невозможно восстановить платежеспособность должника. Необходимо реализовать имущества должника и направить деньги на погашение части требований кредиторов. Денег для погашения расходов по делу о банкротстве достаточно.
- невозможно восстановить платежеспособность должника. Имущество для реализации отсутствует. Денег на погашение расходов недостаточно. Производство по делу необходимо прекратить.
Далее анализ финансового состояния вместе с отчетом финансового управляющего направляется в суд в материалы дела. В дальнейшем при принятии судом решения об освобождении или неосвобождении от долгов должника суд будет изучать и руководствоваться данными, которые изложил финансовый управляющий в данном анализе.
2. Заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства
Это еще один документы, который составляется финансовым управляющим по результатам своей работы по формированию конкурсной массы и изучению финансового состояния должника.
Ситуация с определениями о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства аналогична с анализом финансового состояния должника. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» распространяется только на юридических лиц и тоже основано на расчетах коэффициентов, которые рассчитываются по финансовой отчетности юридического лица. Аналогичного документа для определения признаков преднамеренного или фиктивного банкротства Правительством РФ не разработано и не утверждено.
Финансовые управляющие также самостоятельно разработали свою форму заключения, исходя из понятий преднамеренного или фиктивного банкротства. В понятие фиктивного банкротства заложено ложное публичное объявление о своем банкротстве гражданином, если это причинило ущерб. В понятие преднамеренного банкротства входят действия или бездействия гражданина, которые привели его к ситуации банкротства.
Квалификация дела в уголовное или административное зависит от наличия и размера ущерба. Если ущерб крупный – от 2 250 000 руб., то дело квалифицируется как уголовное. При ущербе меньше этой суммы возбуждается административное дело.
Следует учитывать, что такой вид правонарушения имеется в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 14.12 КоАП РФ), а преступление указано в Уголовном кодексе РФ (ст. 196, 197 УК РФ).
По результатам выявления таких признаков финансовый управляющий направляет копии в Управление Росреестра (по региону ведения дела), а также в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении.
Привлечение к уголовной или административной ответственности по данным статьям приведет к несписанию долгов должнику.
По физическим лицам при направлении заявления о банкротстве кредиторов признаки фиктивного банкротства не устанавливаются.
На наличие признаков преднамеренного банкротства указывает прежде всего умышленный вывод активов, растрата полученных от реализации активов денег. Поэтому при входе в банкротство нужно с осторожностью слушать иных лиц, которые якобы помогают сохранить активы должнику.
По результатам изготовления данного заключения финансовый управляющий в силу ст. 213.7 закона о банкротстве обязан сделать публикацию в ЕФРСБ. После опубликования данного сообщения кредиторы вправе запросить копию данного заключения и самостоятельно обратиться в правоохранительные органы, если этого не сделал финансовый управляющий.
3. Заключение о наличии или отсутствии сделок для оспаривания
По результатам изучения ответов от регистрирующих органов и иных лиц, изучения выписок по счетам, требований кредиторов и иных документов финансовым управляющим составляется также заключение о наличии или отсутствии сделок, подлежащих оспариванию.
Как вы понимаете все документы взаимосвязаны между собой и при выявлении сделок, которые могут быть оспорены, будут выявлены признаки преднамеренного банкротства.
Обратите внимание, что сделки могут быть оспорены как по банкротным основаниям (глава 3.1 закона о банкротстве), так и по общегражданским (ст. 168, 170-179 ГК РФ). О порядке оспаривания и о том, какие сделки могут быть оспорены мы поговорим далее в соответствующем разделе.