Анализ финансового состояния должника физического лица

Анализ финансового состояния должника — физического лица

Анализ финансового состояния должника физического лица составляется финансовым управляющим по итогам изучения всех поступившим ему документов на направленные запросы. После утверждения финансового управляющего в должности он направляет запросы в государственные регистрирующие органы, банки и организации, должнику и иным лицам. После получения запросов управляющего все они обязаны в течение семи дней направить ему ответ.

Кроме анализа финансового состояния должника финансовый управляющий составляет заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, заключение о наличии сделок, которые подлежат оспариванию.

Все эти документы направляются финансовым управляющим в суд, при проведении собрания кредиторов представляются собранию кредиторов. Они могут повлиять на решение суда об освобождении от долгов гражданина.

Поговорим о данных документах.

1. Анализ финансового состояния должника

Главная задача финансового управляющего в этом документе – описать финансовое состояние должника на дату признания его банкротом, выявить причины возникновения банкротства, а также сделать выводы о возможности или невозможности восстановления финансового состояния должника.

Закон о банкротстве при составлении финансового анализа обязывает управляющего обращаться к Постановлениям Правительства РФ. К сожалению, с 2015 года (дата вступления положений о банкротстве физических лиц в силу) Правительство РФ не издало нормативной базы по составлению анализа финансового состояния должника – физического лица. Поэтому финансовые управляющие при составлении данного документа руководствуются Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа», которое рассчитано на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Проблема составления анализа финансового состояния в том, что в указанном Постановлении Правительства РФ делается упор на коэффициенты, которые считаются на основе бухгалтерской отчетности. У физических лиц финансовой отчетности нет и быть не может, если только физическое лицо не занималось предпринимательской деятельностью.

В связи с этим, данный документ составляется формально финансовыми управляющими на свой страх и риск. В итоге у каждого управляющего «своя форма» финансового анализа, но с учетом требований указанного Постановления Правительства РФ. Ряд СРО арбитражных управляющих попыталось разработать свою форму. Они были утверждены на собрания членов СРО. Но они не установлены и не утверждены Правительством РФ.

При составлении анализа финансового состояния должника управляющие руководствуются тем, что суду и кредиторам, прежде всего, интересны причины банкротства и текущее финансовое состояние должника. Поэтому в анализе финансовый управляющий отражает следующие моменты:

— наличие имущества и доходов, в том числе и дохода супруга, на дату получения каждого кредита.

— размер ежемесячного платежа после получения каждого кредита.

— наличие иждивенцев (детей или пожилых родителей).

— наличие имущества и доходов, в том числе и дохода супруга, на дату обращения в Арбитражный суд.

— наличие сделок, которые были совершены должником и его супругом, за период 3 года до даты принятия заявления о банкротстве в суд.

— причины, по которым должник стал несостоятельным.

— общая экономическая ситуация в регионе проживания должника (наличие работы, стоимость продуктов питания, проезда, перспективы инвестиций и т.д.).

Анализируются также расходы должника в добанкротный период. Особенно при получении целевых кредитов. При получении обычного потребительского кредита направление денег от кредитов будет мало интересовать суд, кредиторов и управляющего. Для изучения расходов финансовый управляющий выявляет счета банкрота и запрашивает по ним расширенные выписки.

Однако, у каждого суда тоже может быть «свой» взгляд на содержание финансового анализа. Так, в деле №А33-5457/2021 Арбитражный суд Красноярского края указал, что на дату составления анализа. финансовым управляющим должны быть проведены мероприятия:

  • по установлению принадлежащего должнику имущества, которое может быть зарегистрировано за супругой должника;
  • по установлению имеющегося у должника движимого имущества, не подлежащего регистрации, но возможного к реализации, в том числе, приобретенного за счет кредитных денежных средств, наиболее вероятным местом нахождения которого является жилое помещение должника.
  • по установлению целей расходования кредитных средств;
  • по осмотру жилого помещения — поскольку имущество обычно находится по месту жительства должника.

После изучения всех этих фактов финансовый управляющий делает выводы:

  • возможно восстановить платежеспособность должника. Денег на расходы по делу о банкротстве достаточно.
  • невозможно восстановить платежеспособность должника. Необходимо реализовать имущества должника и направить деньги на погашение части требований кредиторов. Денег для погашения расходов по делу о банкротстве достаточно.
  • невозможно восстановить платежеспособность должника. Имущество для реализации отсутствует. Денег на погашение расходов недостаточно. Производство по делу необходимо прекратить.

Далее анализ финансового состояния вместе с отчетом финансового управляющего направляется в суд в материалы дела. В дальнейшем при принятии судом решения об освобождении или неосвобождении от долгов должника суд будет изучать и руководствоваться данными, которые изложил финансовый управляющий в данном анализе.

2. Заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Это еще один документы, который составляется финансовым управляющим по результатам своей работы по формированию конкурсной массы и изучению финансового состояния должника.

Ситуация с определениями о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства аналогична с анализом финансового состояния должника. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» распространяется только на юридических лиц и тоже основано на расчетах коэффициентов, которые рассчитываются по финансовой отчетности юридического лица. Аналогичного документа для определения признаков преднамеренного или фиктивного банкротства Правительством РФ  не разработано и не утверждено.

Финансовые управляющие также самостоятельно разработали свою форму заключения, исходя из понятий преднамеренного или фиктивного банкротства. В понятие фиктивного банкротства заложено ложное публичное объявление о своем банкротстве гражданином, если это причинило ущерб. В понятие преднамеренного банкротства входят действия или бездействия гражданина, которые привели его к ситуации банкротства.

Квалификация дела в уголовное или административное зависит от наличия и размера ущерба. Если ущерб крупный – от 2 250 000 руб., то дело квалифицируется как уголовное. При ущербе меньше этой суммы возбуждается административное дело.

Следует учитывать, что такой вид правонарушения имеется в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 14.12 КоАП РФ), а преступление указано в Уголовном кодексе РФ (ст. 196, 197 УК РФ).

По результатам выявления таких признаков финансовый управляющий направляет копии в Управление Росреестра (по региону ведения дела), а также в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении.

Привлечение к уголовной или административной ответственности по данным статьям приведет к несписанию долгов должнику.

По физическим лицам при направлении заявления о банкротстве кредиторов признаки фиктивного банкротства не устанавливаются.

На наличие признаков преднамеренного банкротства указывает прежде всего умышленный вывод активов, растрата полученных от реализации активов денег. Поэтому при входе в банкротство нужно с осторожностью слушать иных лиц, которые якобы помогают сохранить активы должнику.

По результатам изготовления данного заключения финансовый управляющий в силу ст. 213.7 закона о банкротстве обязан сделать публикацию в ЕФРСБ. После опубликования данного сообщения кредиторы вправе запросить копию данного заключения и самостоятельно обратиться в правоохранительные органы, если этого не сделал финансовый управляющий.

3. Заключение о наличии или отсутствии сделок для оспаривания

По результатам изучения ответов от регистрирующих органов и иных лиц, изучения выписок по счетам, требований кредиторов и иных документов финансовым управляющим составляется также заключение о наличии или отсутствии сделок, подлежащих оспариванию.

Как вы понимаете все документы взаимосвязаны между собой и при выявлении сделок, которые могут быть оспорены, будут выявлены признаки преднамеренного банкротства.

Обратите внимание, что сделки могут быть оспорены как по банкротным основаниям (глава 3.1 закона о банкротстве), так и по общегражданским  (ст. 168, 170-179 ГК РФ). О порядке оспаривания и о том, какие сделки могут быть оспорены мы поговорим далее в соответствующем разделе.

Поделится статьей
Предыдущая запись
Исключение имущества из конкурсной массы банкрота физического лица
Следующая запись
Инструкция по поведению должника. Что делать должнику после введения процедуры реализация имущества?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Возникли проблемы с долгами? Свяжитесь с нами, мы выработаем схему защиты вас и вашего имущества.
Олег
Есть вопросы?
Напишите нам, мы обязательно ответим.
Напишите нам