жалоба на арбитражного управляющего. Узнайте как и куда?

Жалобы на арбитражного управляющего. Как и куда жаловаться, если управляющий плохо работает?

Мне часто задают вопросы о том, как написать жалобу на арбитражного управляющего, куда на него жаловаться, что делать когда арбитражный управляющий затягивает дело о банкротстве, выполняет свою работу некачественно, проводит слишком большие расходы. С такими вопросами обращаются должники, так как любое затягивание дело о банкротстве приводит к тому, что должник должен жить под ограничениями (запрет распоряжаться имуществом и  счетами, возможный запрет выезда заграницу, жизнь только на прожиточный минимум и т.д.). Также обращаются и кредиторы, так как считают, что управляющий делает недостаточно для формирования конкурсной массы и более полного погашения перед ними долгов.

В таких ситуациях я всегда отвечаю, что нужно попытаться найти контакт с арбитражным управляющим и постараться помочь ему. Если он от помощи отказался, проигнорировал все вопросы и дальше ничего не делает или делает плохо, то остается только направить жалобу.

1. Куда направлять жалобы на арбитражных управляющих?

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту закон о банкротстве) указано, что жалобу можно направить в суд, СРО. КоАП РФ выделяет в качестве органов, которые могут составлять административные протоколы Росреестр и прокуратуру.

а) Жалоба в СРО арбитражных управляющих. Согласно закону о банкротстве все арбитражные управляющие обязаны состоять в СРО. Эта организация проверяет потенциального арбитражного управляющего на соответствие его требованиям закона. После вступления в СРО проверяет его деятельность и при выявлении нарушений может привлечь к дисциплинарной ответственности. Размер ответственности законом установлен от штрафов до исключения из СРО. Исключение из СРО в связи с нарушением норм закона о банкротстве ведет к дисквалификации управляющего на три года.

Поэтому это самый эффективный механизм для установления контакта с управляющим и «приведению в чувства» арбитражного управляющего. Связано это с тем, что с января 2020 года СРО арбитражных управляющих отвечает 50% компенсационного фонда СРО, который составляет 50 млн.руб., при взыскании убытков с арбитражного управляющего.

Как узнать в каком СРО состоит арбитражный управляющий?

Узнать в каком СРО состоит арбитражный управляющий довольно просто. Эта информация публикуется в судебном акте при утверждении управляющего судом, а также в карточке должника в ЕФРСБ. Кроме того, каждое СРО имеет свой сайт, на котором указан почтовый и юридический адрес и телефоны, а также выложен актуальный реестр членов СРО с их контактными данными.

Как правило, достаточно направления официальной жалобы, в которой должно содержаться номер дела о банкротстве, наименование и адрес СРО, наименование (ФИО) и адрес лица, которое жалуется, его контакты, и суть жалобы, которая пишется в произвольной форме. Если СРО посчитает доводы убедительными, то в отношении управляющего возможна проверка СРО и привлечении к дисциплинарной ответственности.

Жалоба на арбитражного управляющего в суд
Представитель должника подписывает жалобу на арбитражного управляющего. Foto from Canva

б) жалоба в суд.

В статье 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность подачи жалоб на арбитражного управляющего в суд.

1. Заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.

Жалоба в судебном порядке подается в дело о банкротстве по конкретному должнику. В жалобе указываются сведения, согласно нормам ст. 125, 126 АПК РФ. Жалоба должна содержать: наименование суда, номер дела, наименование должника и его адрес, фио управляющего и его адрес. наименование кредитора и его адрес. В случае если заявлены убытки ко взысканию обязательно нужно указать также данные страховой компании (ее адрес и наименование).

Самое сложное в жалобе это описать нарушения, которые допустил арбитражный управляющие, а также указать как именно его действия (бездействия) нарушают права лица, которое жалуется. Кроме того, нужно правильно и грамотно сослаться на нормы закона о банкротстве и соответствующие Пленумы Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ (которые пока еще действуют).

Жаловаться могут как текущие кредиторы и кредиторы, включенные судом и арбитражным управляющим в реестр кредиторов должника, так и должник.

Если есть убытки от деятельности управляющего, то в случае удовлетворения жалобы, возможно взыскать убытки, отстранить его от занимаемой должности или привлечь к административной ответственности.

в) жалоба в Управление Росреестра.

КоАП РФ предусмотрел обязанность у Управления Росреестра возбуждать административные дела, составлять протоколы в отношении арбитражного управляющего и СРО арбитражных управляющих. Обычно, если общение с СРО не привело к решению проблемы, то после обращения в суд, возможно написать жалобу в Управление Росреестра.

Жалоба подается в Управление Росреестра по региону, в арбитражном суде которого рассматривается дело о банкротстве. В данном случае неважно, где фактически проживает (зарегистрирован) арбитражный управляющий, важно где находится должник и арбитражный суд какого региона рассматривает дело о банкротстве.

примечание: если должник находится в Москве, а арбитражный управляющий проживает во Владивостоке, то жалобу нужно направить в Управление Росреестра по г.Москве, а не по Приморскому краю.

Жалоба пишется в произвольной форме, в тексте жалобы важно указать ФИО должника и его адрес, наименование (ФИО) и адрес должника, суть претензий. Если будут указаны ссылки на нормы закона, постановления правительства и федеральные стандарты, то это будет плюсом. Также плюсом будет, если аналогичную жалобу уже рассмотрел суд и имеется судебный акт о признании деяний арбитражного управляющего незаконными.

Направить жалобу может кто угодно, даже лицо, не участвующее в деле о банкротстве. Однако, судебная практика в настоящее время на такие жалобы реагирует прекращением административного производства.

После поступления жалобы Управление Росреестра направляет управляющему требование о направлении документов. Если выявлено нарушение, то составляет протокол, который направляется в суд. Суд принимает решение о привлечении или об отказе в привлечении к административной ответственности по ст. 14.13 пункты 3 или 3.1 КоАП РФ.

примечание: по результатам рассмотрения жалобы арбитражный управляющий может быть привлечен к административной или дисциплинарной ответственности, а также с него могут быть взысканы убытки. Чаще всего убытки взыскиваются после удовлетворения жалоб на арбитражного управляющего в судебном порядке, в случае их удовлетворения.

Ниже в таблице приведена статистика из Статистического бюллетеня Федресурса по банкротству на 31 декабря 2021 года. В этой таблице указаны только жалобы, которые были рассмотрены судом.

Скачать его и прочитать полностью можно на сайте ЕФРСБ.

Жалоба на арбитражного управляющего. Статистика ЕФРСБ
Статистика с сайта bankrot.fedresurs.ru

2. Наиболее частые действия, при совершении которых на арбитражного управляющего можно обратиться с жалобой

а) при банкротстве физических лиц:

  • арбитражный управляющий не выдает прожиточный минимум, алименты на детей, пособия на детей и т.д;
  • арбитражный управляющий на итоговое заседание не прислал в суд свой отчет, в результате чего суд продлил процедуру банкротства;
  • арбитражный управляющий требует дополнительную оплату;
  • арбитражный управляющий пришел и описал имущество, в том числ указанное в ст. 446 ГПК РФ;
  • арбитражный управляющий занизил стоимость имущества (составил оценку с низкой ценой), нанял дорогого оценщика и т.д;
  • арбитражный управляющий не провел опись имущества должника;
  • арбитражный управляющий не провел финансовый анализ причин банкротства должника, не изучил выписки по счетам, не получил запросы о наличии имущества у должника;
  • арбитражный управляющий не оспорил сделки должника;

б) при банкротстве юридических лиц

  • привлек специалистов сверх лимитов, установленных ст. 20.7 закона о банкротстве, или перекладывание своих полномочий на других людей.
  • не опубликовал сообщений в ЕФСРБ, предусмотренных в ст. 28 закона о банкротстве в установленный законом срок.
  • не провел собраний кредиторов в срок три месяца.
  • неверное распределение конкурсной массы (нарушение ст. 134 закона о банкротстве).
  • не оспорил сделок должник и т.д.

Этот перечень примерный. Закон о банкротстве позволяет направлять жалобы практически по любому вопросу, который возникает при проведении процедуры банкротства.

3. Последствия жалоб для арбитражного управляющего

Последствия жалоб для арбитражного управляющего в большинстве своем негативны. Самое частое последствие это увеличение стоимости страхования ответственности. Это связано с тем, что часто по итогам жалоб на управляющего, его привлекают к убыткам. Если у управляющего недостаточно своего имущества для покрытия убытков, то за него их платит СРО из компенсационного фонда и страховая компания. С 2020 года СРО платит до 50% размера компенсационного фонда, а страховая компания до 10 млн. руб. (базовая страховая сумма).

Также по итогам жалоб могут привлечь к административной ответственности (предупреждение или штраф до 50 000 руб.). Повторное привлечение к административной ответственности влечет к дисквалификации управляющего на срок от 6 мес. до 3 лет.

Дисквалификация приводит к необходимости сдачи экзамена и необходимости оплачивать все взносы в СРО арбитражных управляющих. К тому же для такого управляющего всегда будет завышен в несколько раз тариф на страхование его ответственности.

В заключении, хочу отметить, что жалобы на арбитражного управляющего, очень эффективный рычаг давления на арбитражного управляющего, особенно на стадии решения жалобы в СРО. При этом, согласно статистике, большинство обращается с жалобой в суд, из которых более 60% судебных жалоб необоснованны. Однако, они в любом случае занимают ресурсы времени, денег и людей. Поэтому управляющие взыскивают с жалобщиков судебные расходы.

Что касается должников- физических лиц, учитывая не особую популярность данных процедур банкротства среди арбитражных управляющих, прежде чем, жаловаться, подумайте о том, что управляющий от процедуры банкротства может отказаться и попросить суд его освободить. Это не только затянет процедуру банкротства на неопределенное время, но и приведет к тому, что другие управляющие из солидарности к освобожденному не дадут своего согласия на ведение процедуры, что приведет к прекращению дела о банкротстве и не освобождению от долгов.

Образец жалобы Вы можете скачать в двух форматах Word и PDF. Также при необходимости мы готовы вам изготовить жалобу. Обращайтесь через формы обратной связи или напишите нам на e-mail.

Жалоба на арбитражного управляющего (образец).pdf (54 Загрузки)

Жалоба на арбитражного управляющего (образец).docx (59 Загрузок)

Предыдущая запись
Арбитражный управляющий. Сколько стоит стать профессионалом по банкротству?
Следующая запись
Финансовый управляющий в банкротстве физического лица. Как найти подходящего и что от него зависит?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Возникли проблемы с долгами? Свяжитесь с нами, мы выработаем схему защиты вас и вашего имущества.
Олег
Есть вопросы?
Напишите нам, мы обязательно ответим.
Напишите нам